СМИ
СКИФ – не миф: как начиналась работа над проектом и с какими вызовами сталкиваются проектировщики передового исследовательского центра

СКИФ – не миф: как начиналась работа над проектом и с какими вызовами сталкиваются проектировщики передового исследовательского центра

Об этом рассказал в интервью официальному сайту Десятилетия науки и технологий в России Сергей Вохмяков, первый заместитель генерального директора Акционерного общества «Центральный проектно-технологический институт» (АО «ЦПТИ»).

О работе над проектом Центра коллективного пользования «СКИФ»:

– Подготовка к участию в проекте началась заранее, до заключения контракта в 2019 году. Проект был нам очень интересен, а сроки – весьма сжатые. Поэтому, когда участие ЦПТИ стало очевидным, мы сразу приступили к организации работ.

На данный момент команда наших инженеров разработала проектную документацию на 28 зданий и сооружений, включая основные объекты ускорительно-накопительного комплекса – здание инжектора, накопителя и два отдельных здания экспериментальных станций. Их общая площадь составляет 67 тысяч кв. м, а это 10 футбольных полей! Проектная документация успешно прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Работа по проекту идет с применением технологий информационного моделирования. Например, сейчас проектировщики выпускают рабочую документацию в Красноярске, а строители в Кольцово могут выгружать готовые чертежи и сразу брать их в работу. На самой строительной площадке работает наша команда авторского надзора. Они следят, чтобы возведение строго соответствовало утвержденным проектным решениям.

О выборе ЦПТИ генпроектировщиком проекта:

– Источники синхротронного излучения не создавались в России уже более 30 лет. И на момент подбора исполнителя ни одна отечественная проектная организация не могла иметь опыт проектирования прямых аналогов. Стали искать компанию, которая выполняла работы, соразмерные по объему и технической сложности. Наш институт был единственным, подошедшим по всем критериям и готовым взяться за работу. Внешний аудит подтвердил наличие необходимых ресурсов, квалифицированных кадров и опыта проектирования объектов использования атомной энергии. В итоге в марте 2020 года Распоряжением Правительства России АО «ЦПТИ» назначили генеральным проектировщиком ЦКП «СКИФ».

О формировании внешнего облика объекта:

– Мы изучили, как выглядят подобные объекты в мире, и разработали три принципиально различных варианта архитектурного облика научного комплекса. Их представили на согласование главному архитектору и рабочей группе по вопросам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика зданий и сооружений на территории Новосибирской области. Они выбрали один и дали свои предложения по его доработке. Так получился конечный вариант дизайна.

Главные объекты комплекса – здание Накопителя и Административный корпус. Они являются архитектурной доминантой ансамбля. Эти здания различны по форме, но стилистически продолжают друг друга.

Первое, что видят гости СКИФа, – это Административный корпус. Мы эффектно оформили его фасад сочетанием больших площадей витражного остекления и матовых панелей. Цвета и фактуры материалов гармонично сочетаются друг с другом, играя на контрасте.

Здание Накопителя имеет круглую выпуклую форму и напоминает «летающую тарелку». По внешнему периметру здания расположены лаборатории, они имеют сплошное ленточное остекление.

Облик получился технологичным, футуристичным, но при этом он органично вписывается в окружающую среду сибирской природы. Дизайн СКИФа принес нам победу в международном архитектурном конкурсе «Евразийская премия» в номинации «Промышленные здания и сооружения».

Об организации работы над проектом:

– В общей сложности над проектом трудятся более 100 человек. Нам пришлось доукомплектовать штат инженерами-технологами, архитекторами, специалистами по инженерному обеспечению, сметчиками. Работы распределили между центральным офисом в Москве и четырьмя филиалами.

Мы создали специальную структуру управления этими работами – назначили руководителей и главных специалистов по направлениям.

Все участники проекта, в том числе технический заказчик, застройщик, генподрядчик по строительству, работают в среде общих данных. Наши программисты обеспечили информационную безопасность в этом «облаке». Это позволяет нам эффективно взаимодействовать и оперативно отрабатывать возникающие вопросы.

Также с начала работы над СКИФом мы сильно подтянули свои компетенции в цифровом проектировании. У нас появился специальный отдел, который внедряет современные программные решения, обучает специалистов и даже дорабатывает ПО под наши потребности.

Об уникальном опыте ЦПТИ при работе над этим проектом:

– Хоть проектная документация и получила положительное заключение Главгосэкспертизы, организация, выполняющая научно-техническое сопровождение строительства, поставила под сомнение утвержденные проектные решения. Это был критический момент для проекта, все работы на объекте фактически были остановлены.

Чтобы решить проблему, необходимо было в кратчайшие сроки провести расширенные геологические изыскания, включая специальные исследования грунтов, выполнить геотехнические расчеты в специализированном расчетном ПО. Опыта выполнения подобных работ у АО «ЦПТИ» до этого не было. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

К решению этой задачи мы привлекли ведущие российские организации, имеющие необходимое оборудование и опыт выполнения таких работ: НИЦ «Строительство», «Геоцентр МГУ», «Петромоделинг ЛАБ», «Подземпроект». Многие вопросы приходилось решать нестандартно и в режиме реального времени.

Например, нужно было обеспечить отбор, хранение и транспортировку из Новосибирска в Москву более 600 образцов грунта, не нарушив природную структуру, не допуская ударов и замораживания. Методом проб и ошибок мы пришли к решению выполнять доставку самолетом, так как все остальное на практике не работало. И таких решений было много на всех этапах. Самое главное, что усилия не были затрачены впустую. По итогам окончательных геотехнических расчетов, выполненных независимо НИЦ «Строительство» и НИУ МГСУ, удалось подтвердить величины максимальных осадок, указанные изначально в проектной документации, и работы на строительной площадке СКИФа были возобновлены. При этом мы как проектировщики получили огромный опыт в решении сложнейшей задачи и сформировали круг проверенных надежных партнеров, на которых сможем опереться в будущем.

Фото: пресс-служба АО «ЦПТИ»

Подробнее